вторник, 26 декабря 2017 г.

THE END


Сегодня в паблике Old Comix был упомянут мой проект CASA MARAVILLA и помянуто имя мое всуе, чего я категорически не рекомендую делать в том контексте, каком сделали администраторы этого ресурса. Потому что когда кидаешь камни в чужой огород, они могут прилететь обратно и больно ударить вас по лбу, а следом могу прийти я, кинувший камень, с чем-то острым и предназначенным для кастрации.

Администрация паблика – и я хоть убей не пойму почему – пошла на странный шаг, обвинив меня в плагиате. Для начала разберемся с «плагиатом». Old Comix являются, по сути, моими коллегами в плане просвещения, рассказывая о старых комиксах, и, вроде, должны знать, как пишутся крупные статьи с большой дозой исторической информации, но здесь они прикидываются ветошью и потупляют глаза, апеллируя к моей совести. На случай, если никто не знал, как это делается, вкратце расскажу: новые авторы, ссылаясь на старых, переписывают уже изданные книги своими словами, добавляя от себя пояснения, тривию и прочее, излагая это неповторимым слогом. Пять биографий Стэна Ли и две Алана Мура, похожие друг на друга как две капли воды в плане хронологии, темпа изложения и количества редких фактов, вам являются лучшим тому доказательством. В конце книги любой уважаемый автор обязательно дает кучу сносок и цитат из других произведений на тему, показывая откуда он черпал информацию, как неоднократно делал я, отправляя статьи редакторам сайтов о комиксах. В качестве источников информации для статей я обычно использую массу разных изданий, но здесь меня угораздило написать введение, ориентируясь на книгу Хауи, на что обратили бдительный взор уважаемые администраторы. Введение занимает 3% от общего объема статьи, а книга Хауи больше не цитируется ни разу на протяжении 240+ страниц текста. Об этом своим подписчикам, конечно, сказано не было. Как и о том, что книга Хауи является единственной, рассказывающей о pre-Marvel периоде так подробно и тщательно. И о том, что этот ее фрагмент переписывали десятки публикующихся авторов (самый хороший пример – Лес Дэниелс, у которого за плечами с десяток книг о комиксах). Я бы непременно дал ссылку на книгу Хауи в приложении к CASA MARAVILLA, как сделал бы любой нормальный человек. И это не любительский перевод, это адаптированный перевод. Мне не нравился стиль изложения Хауи, поэтому я в достаточной мере изменил текст стилистически, чтобы это не вызывало ненужных вопросов, которые в итоге были подняты. Так почему я все еще называю статью своей? Потому что крошечная ее толика, заимствованная у других авторов, не разжижает мой в нее вклад. Это было бы очевидно, успей появиться на свет еще хоть один эпизод. Но этого не будет.

А теперь о том, почему вместо того, чтобы вешать на елку украшения, я пишу этот текст. Владельцам Old Comix недостает иронии (и чувства самосохранения) для понимания того факта, что в игру «плагиат-не плагиат» можно играть вдвоем. Все их статьи в той или иной мере являются калькой с других книг, обзоров, статей, информации из Википедии. Их книга, название которой я забыл, да это и не суть, на чьей обложке красуются имена Волкова/Кутузова – это пересказ старых баек из Alter Ago (фэнзин Роя Томаса) и American Comic Book Chronicles, разбавленные шутками и выданные за авторский текст. Эту книгу от моей статьи отличает лишь соблюдаемая мной хронология пересказа текста. Не забывайте, кстати, что я за чтение моей статьи не прошу ни копейки, тогда как авторы Old Comix просят за плохо вычитанную книгу (все еще помню отзывы о засилье в тексте тавтологий и хромающей пунктуации; я в этом плане не сильно отличаюсь от большинства комикс-блоггеров, но не стоит путать текст в интернете, коему цена грош, с настоящим бумажным изданием) пару сотен рублей. Что еще интереснее, недавний текст о Кирби на Spiermedia показал, что «творческую переделку» биографии King of Comics Марка Эванира, сдобренную цитатами из Kirby Collector, все той же книги Хауи и выдержками из Between the Panels Дини/Ричардсона Волков и Кутузов были не прочь издать и, опять же, продать ее, выдав за собственное детище. Видимо, догадываясь о том, что не все комикс-блоггеры в России вчера родились, а некоторые за свою жизнь прочли больше двух книг о комиксах, администраторы Old Comix упомянули, что «творческая переделка» текста все еще допустима (и это, стало быть, отличает их тексты, написанные на основе источников, от моего текста, написанного на основе источников). Мне, правда, не дали возможности как-то прояснить ситуацию. Не задали, например, вопрос в электронном письме, а сразу написали горестное сообщение о литературном воре.

Теперь вопрос: а почему я ничего не говорил о плагиате со стороны Old Comix, прекрасно зная об источниках, упомянутых в статьях?

Потому что это не мое дело.

Я, увидев знакомые пассажи из американских книг в русскоязычных статьях, не спешу писать в блог о моральном разложении отдельных авторов. Это не мое дело. Культура комиксов в России все еще находится в зачаточном состоянии, поэтому любая искра информации во тьме мрака невежества сияет у нас в сто раз ярче. Любой, кто несет знание о комиксах, достоин быть услышанным, пусть даже моральный аспект такого предприятия оставляет желать лучшего. И это я не о себе говорю. Я использовал материал, собранные, подготовленный и написанный Хауи. Снабженный иллюстрациями, которых в книге Хауи нет. В статье, которую прочло 100 человек. Со сносками на имя автора, название книги и год издательства, а также ссылкой на страницу книги на Amazon. Никоим образом не навредив продажам книги, вышедшей много лет назад, о которой у нас знает три человека. И если кто-либо еще, кроме меня захочет в будущем браться за статьи, отнимающие 800 часов, то я буду молчать, пусть они хоть один в один будут калькой со знакомых мне текстов. Это моя позиция. Но, почему-то, не позиция Old Comix. Видимо, на поприще комикс-блоггинга должна существовать какая-то монополия, а я своей возмутительной выходкой, мог ее нарушить, ведь после выхода CASA MARAVILLA в полном объеме смысл в любых текстах от Old Comix отпал бы. Это всего лишь теория, но, тем не менее, ничем другим пробуждение совести у администраторов Old Comix я обосновать не могу.

А теперь о грустном. Я прекращаю публикацию CASA MARAVILLA. Я не для того год работал над статьей размером с роман, чтобы ее критиковали до выхода люди, чьи моральные ориентиры можно охарактеризовать только как «шаткие».

А заодно я прекращаю публикацию всех статей и беру паузу. Каждый год под Новый год у меня бывают сомнения относительно того, чем я занимаюсь. Каждый год я нахожу еще одну причину вести блог, несмотря на смехотворные просмотры, крошечную (но преданную) аудиторию, полное отсутствие финансовой выгоды и осознание, что люди скорее будут читать еще один косноязычный высер о Дэдпуле, чем грамотно написанный текст о малоизвестных аспектах комикс-истории. У меня почти получилось найти стимул (я завел Patreon, который сейчас отключил) и в этом году, но такая откровенно неадекватная, поспешная и узколобая реакция на мой самый дорогой и лучший проект вынуждаем меня задуматься. Возможно, мне стоит заняться чем-то другим. Возможно, все мои усилия стоит направить в иное русло. Возможно, я просто очень устал и сам реагирую неадекватно.

Вот и все.

Поскольку это мой последний пост в году, желаю вам счастливого нового года и новогодних праздников. Читайте комиксы, пишите о комиксах.

P.S. Я знаю, что какой бы крошечной не была моя аудитория, ее составляют только хорошо воспитанные люди. Если у вас появится желание сказать что-либо нелицеприятное администраторам Old Comix, ни в коем случае этого не делайте. Я не этому вас учил (если вообще чему-то учил). Текст не в силах отображать скрывающиеся за ним эмоции, но я не зол на админов Old Comix, просто очень разочарован их поведением и не желаю, чтобы кто-то – каким бы мотивом он не руководствовался – портил им настроение. Злиться в этом случае стоит только на меня. Не их пост стал катализатором моего решения взять паузу, он был лишь последней каплей.


P.P.S. Я действительно хочу отдохнуть от комиксов, но не от общения с вами. Если я не отвечаю в vk, не стесняйтесь писать на orionplanetone@gmail.com. Адам, Илья, Алексей и все остальные, это вас касается.

2 комментария:

  1. Печально.
    С другой стороны, чьи-то претензии показывают, что ваша деятельность не проходит в полной пустоте. Кто-то посчитал нужным отреагировать, пусть и сделал это не самым достойным образом.

    Вообще же, на мой взгляд, самое главное, чего не хватает вашим прекрасным материалам - это аудитории. Найти аудиторию - отдельное искусство, плохо коррелирующее с качеством публикуемого материала. Если я завтра заведу интереснейший блог о животных или о космосе или о чём угодно другом, это ещё не знает, что люди, которым бы он понравился, как-то сами меня найдут. Возможно, вам стоило бы продолжать сотрудничество с более-менее раскрученными порталами о комиксах, публиковать свои статьи там? А у себя в блоге держать их полный каталог.

    ОтветитьУдалить
  2. Надеюсь, все образуется.
    А Ваш блог очень вдохновляет, каждая статья читается с большим интересом. Удивляя и открывая неизведанные стороны индустрии, видеть Ваш взгляд и вкус(а его я считаю утонченным и слог отличным). Не хотелось бы этого лишиться.

    ОтветитьУдалить

Избранное сообщение

PATREON ANNOUNCEMENT

Теперь вы можете поддержать блог, став моим патроном на Patreon.  На качестве и доступности моих постов никак не скажется то, попадет...